Ищите
партнера по запаху |
||
СТИЛЬ пользования парфюмерией определяется той идеей,
которую закладывает в аромат дух времени.
align=left
hspace=12 v:shapes="_x0000_s1028">Иными словами, в мужском стиле
пользования парфюмерией сквозит некая небрежность и пассивность. Причины
этого, возможно, в том, что мужчины пользуются обычно тем, что им дарят
женщины. В женщинах они видят экспертов по вопросам моды и парфюмерии. Более
того, духи непосредственно ассоциируются с женщиной! В этом смысле характерно
высказывание главного парфюмера фирмы «Шанель» Жака Польжа: «Платье – это
украшение внешности, а духи – это внутреннее измерение женского начала». Это
тоже примета нашего времени – в прежние времена парфюмерия не считалась
исключительно женской прерогативой. В истории человечества прослеживается
тенденция: в тех культурах, где мужчина занимал доминирующее положение, он и
душился сильнее, чем женщина. Знатные греки, римские патриции умащивали
благовониями свои волосы, натирались душистыми бальзамами и принимали
ароматические ванны. Европейские аристократы XVI века буквально купались в
духах. Сильный пол – и надушен сильнее! С этой точки зрения можно сделать интересные
выводы о соотношении сил мужского и женского начала в современную эпоху. Индустриальная эпоха отдала парфюмерную привилегию женщинам. И лишь последние десятилетия ушедшего века вновь вернули мужчинам право благоухать. Пикантность ситуации состоит в том, что решающую роль в этом выравнивании сил (чуть было не сказала: в этой мужской эмансипации) играют опять-таки женщины, отдавая свое предпочтение тем мужчинам, от которых приятно пахнет, а подчас и диктуя им выбор ароматов на свой вкус. Что еще определяет стиль
пользования парфюмерией? Наличие образования не столько влияет на самый
стиль, сколько на решение: пользоваться ли парфюмерией вообще. Среди людей с
высшим образованием не пользуются парфюмерией лишь единицы. Поэтому наличие
высшего образования практически предопределяет покупку того или иного
аромата. Почему это происходит? Марилен Дельбур Дельфи, французский историк
культуры, как-то заметил: «Духи, как и мода – это искусство плавного бегства,
создающего в обычной жизни привилегированное пространство». Высшее
образование – само по себе является привилегией, и получают его люди,
стремящиеся занимать в обществе особое положение. Стремление к одной
привилегии не исключает, а, напротив, предопределяет желание получить и
другую. Пользование духами (особенно дорогими) является знаковым символом
принадлежности к элите. Поэтому люди, которых волнует собственный социальный
статус, нередко покупают духи не только ради получения удовольствия от
аромата, но и ради их престижности.
Очевидно, что пока человек не нашел спутника жизни, он более внимателен к запахам. Такие люди знают, что им нравится, и трепетно относятся к флаконам духов на туалетном столике, не путая их названия. После начала семейной жизни отношение к запахам постепенно упрощается, и уже почти каждый четвертый не имеет устойчивых парфюмерных предпочтений. Бракоразводный процесс действует в этом отношении двояким образом: у одних небрежное отношение к запаху прогрессирует, у других, напротив, появляется желание произвести на окружающих впечатление. Поэтому они начинают внимательнее следить за парфюмерной модой. На вдовых респондентов практически не подействует реклама новых запахов, они в большой степени чужды очарованию парфюмерного мира, впрочем, это объяснимо преклонным возрастом большинства из них. Характерная черта стиля
пользования парфюмерии – частота ее применения. Катрин Денев говорила в одном
из своих интервью: «В любую минуту моей жизни меня сопровождают духи... Я
скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дома, не надушившись». Но далеко не
для всех правило «ни дня без духов!» является незыблемым. Кто-то еще не
открыл для себя наслаждение, которое дарит парфюмерия, а кто-то, наоборот,
так высоко ценит свои духи, что не жалеет растрачивать их в обычные дни.
Мужчины редко приберегают парфюмерию на особый торжественный случай, для них более характерно ежедневное употребление парфюмерии, продиктованное спецификой их гигиены. Практически ежедневно большинству из них приходится пользоваться лосьонами после бритья, либо туалетной водой. Внеплановое, по настроению, использование ароматов свойствено сильному полу в большей степени, чем слабому. А для женщин духи служат частью радостного ритуала подготовки к какому-либо торжеству, последним штрихом к ухоженной внешности или модному облику, ибо с ними красота обретает «летучесть». Один выдающийся французский парфюмер написал: «Женщина не пользуется духами просто для того, чтобы хорошо пахнуть. В них всегда есть притягательная сила той не поддающейся определению ауры грез и мечтаний, которой окутывает себя женщина». В современной идее духов не выветрилось присутствие мечты. «Пригрезившийся мир», «мечта во флаконе» – так называют духи известные исследователи и парфюмеры. Японский дизайнер Кензо дал своим духам вместо напутствия прекрасное определение – «висячий мостик мечты». Все элементы элитного статуса: хорошее материальное
положение (82%), высокая должность (86%), высшее образование (71%) –
способствуют тому, что люди начинают использовать парфюмерию ежедневно. Магия тайны и чуда преобразовалась в волшебство женского
очарования, предопределив главный потребительский адрес – прекрасный пол.
Символ могущества и власти превратился в знак элитности и престижа, закрепив
за собой потребителей из высших слоев общества. Идея соблазна завуалировалась
дымкой «мечты во флаконе», ничего в сущности не изменив в стиле и цели
потребления, поэтому запах был и остается средством обольщения. К числу новых
идей относится понятие о парфюме как о средстве гигиены (жидкость после
бритья), непременном атрибуте туалетного столика, которые способствовали
принятию парфюмерной продукции к ежедневному употреблению и развивали
некоторую небрежность по отношению к ее выбору. Новые идеи содействовали
приобщению к парфюмерии массового потребителя. |
||
Автор: Нелли Романович, директор
Института общественного мнения «Квалитас»,
Воронеж |
||
|